Александровская Слобода           Скачать здесь 

Александровская Слобода расположена на северо-востоке в 100км. от Москвы. Свое имя она получила в честь Александра Невского. Основал ее Василий III и назвал ее в честь прародителя первой великокняжеской династии.

         Василий III основал слободу не просто так. Во-первых, поблизости располагались древние города с монастырями, куда традиционно приезжали Московские князья с мольбами и просьбами, а у Василия III была и семейная и государственная проблема. В течение 20 лет брака он не имел сына - наследника престола. И вот отсюда он выезжает в Троицко-Сергиев монастырь, что в 30 км. от Александровской слободы, в монастыри Юрьев Польского, Переславля-Залесского, а во-вторых, Василий III любил охоту, а поблизости был лес и речка Серая.

Александровская Слобода была создана, как удаленная загородная летняя резиденция великого князя. Все что нужно было для жизни: жилье, бытовые, хозяйственные постройки, и конечно же, храм и колокольня были построены, но сохранились только каменные сооружения - храм и колокольня.

 После в правления Василия III на престол пришел его долгожданный сын Иван IV, который в последствии был прозван Грозным. Он имел не меньшее отношение к Александровской Слободе. Царствование Грозного можно разделить на три периода. Первый - это период взлетов (поход на Тверь и т. д.), когда все было хорошо во внешней и внутренней политике, второй - это опричнина, а третий период наступил после смерти царевича.   

          В 1564 году после посещения Коломенского, Иван IV вместе со своей семьей, направился в Александровскую Слободу, оттуда в 1565 году Иван IV прислал грамоту митрополиту, в которой говорилось, что он положил гнев на бояр, детей боярских, воеводских и приказных людей, за измены (не желание воевать с недругами). Также он гневался и на лиц духовного звания. Он думал, будто бояре отравили его жену и хотят отравить его. Иван IV знал, что люди не мыслят государства без государя, а царства - без царя. И он не прогадал, через некоторое время бояре и лица духовного звания, приехали к нему с мольбами вернуться на престол. Иван IV понимал, что они выполнят любую его прихоть, и он согласился вернуться с условием, что впредь он волен казнить и миловать по своему усмотрению, не считаясь ни с кем. А еще он потребовал учредить опричнину. После учреждения опричнины Грозный остался в Александровской Слободе. Оттуда он совершал разные походы, в том числе, и на Тверь (из Твери были привезены Тверские врата).

В Слободу к нему приезжали послы и разные гости. Таким образом, Александровская Слобода потихоньку переходила на роль столицы.

         Ходили слухи, что бояре хотят заменить Ивана IV на Старицкого, и в порыве гнева Иван IV вызывает Старицкого к себе в Слободу. Тот приехал с женой и дочерью. Царский повар донес, что Старицкий князь якобы пытался подкупить его для того, чтобы отравить государя. Иван Грозный приказал Владимиру Алексеевичу, его жене и дочери выпить заранее  приготовленный яд. Тогда же в Горецком монастыре на Белоозере были убиты жена удельного князя царица Евдокия, в миру княгиня Ефросиния Старицкая и с ней двенадцать монахинь.

В Александровской Слободе произошло еще одно печальное событие. 9 октября 1581 года в Александровской Слободе Иван Грозный поссорился с сыном, и замахнувшись на него посохом, попал в висок. Через 10 дней царевич умер.

Существует много разных легенд на счет смерти царевича, более правдоподобная версия, что царевич защищал беременную жену, когда Иван Грозный собирался поучить ее палкой. Иван Грозный не собирался убивать сына. После его смерти царь пришел в отчаянье. Иван Грозный даже наказал себя: несколько месяцев назывался не царем, а великим князем. Он дал Троице-Сергиевому монастырю неслыханный вклад на вечное поминовение души сына - 5 тыс. руб. Иван Грозный даже подумывал отказаться от трона и уйти в монастырь, но так и не ушел, потому что не хотел оставлять трон Федору. Существует две версии, почему Иван Грозный не хотел оставить престол Федору. Первая версия - Федор был слабоумным.

 Вторая, на мой взгляд, более правдоподобная, Федор просто был не готов к царствованью, ведь к трону готовили старшего сына.

Александровская Слобода могла стать центром Руси, если б не это трагическое событие. После это печального события Иван Грозный никогда больше не приезжает в Слободу.

Что же произошло в Слободе после Ивана IV? В середине XVII века начинается строительство Успенского женского монастыря. В Успенском женском монастыре, связанном с установлением самодержавия в России, побывали многие представители царского двора, среди которых имя Петра I занимает особое место. Там Петр I к Распятцкой церкви - колокольни, приказал, пристроить палаты, куда насильно заточил свою сводную сестру Марфу и приказал остричь ее в монахи.

В Александровской Слободе в августе 1921 года был открыт музей, и это стало важным событием в жизни страны. Появилась возможность сохранить уникальные памятники слободы. В 1994 году музей был переименован в музей - заповедник.

Александровская слобода позволяет нам окунуться в XVI век и почувствовать быт и атмосферу государева двора Ивана Грозного.


ЕРМАК, КТО ТЫ?     Скачать здесь  

...Мы голову Кучуму отсечем! -

Сказал Ермак. - Сибирь на меч подъемлю!

Он вынул меч. И боевым мечом

Ударил в землю и разрыхлил землю...

 

Леонид Мартынов

 

К великому сожалению, источники не сохранили точных данных о месте и дате рож­дения Ермака. После смерти атамана различные волости и городки оспаривали честь именоваться его родиной. В северных деревнях население прилежно хранило предания об отважном покорителе Сиби­ри. Одно из преданий гласит, что Ермак происходил из Потемского уезда Вологодской губернии. Другое предание свидетельствует, что родиной Ермака Тимофеевича были двинские волости.

Таким образом, не существует доста­точного количества достоверных данных, которые позволили бы составить правдивое жизнеописание Ермака Тимо­фе­евича. Поэтому нельзя узнать, как именно прожил Ермак первую половину своей жизни, откуда он был родом - эти вопро­сы остаются загадкой...

И все-таки, вот какой портрет может пред­­стать перед нашим взором. Мало кто может сравниться по известности в наро­де с победителем Сибирского ханства ка­зачь­им атаманом Ермаком Тимофееви­чем. О нем сложены песни и сказанья, на­пи­саны исторические романы, повес­ти и пьесы. Описания сибирского похода вошли во все учебники.

Ермак Тимофеевич, погибший в 1585 го­ду, был профессиональным воином и великолепным военачальником, под­твер­­ж­де­­ние чему можно найти на страницах  любых летописей. Известно, что около двух десятков лет он служил на южной границе России, возглавлял отряды, по­сы­ла­емые в Дикое Поле для отражения татарских набегов.

Данный факт подтверждается челобитной одного из соратников Ермака, казака Гаврилы Ильина, в которой было написано, что «20 лет полевал с Ермаком в поле». Другой казак, Гаврила Иванов, сообщал, что был на государственной службе «в Сибири 42 года, а прежде того служил на поле 20 лет у Ермака в станице с иными атаманами».

Во время Левонской войны Ермак Тимофеевич был одним из самых известных казацких воевод. Вот тому подтверждение: польский комендант города Могилева доносил королю Стефану Баторию, что в русском войске были «Василий Янов - воевода казаков донских и Ермак Тимофеевич - атаман казац­кий».

Нрав Ермака, как свидетельствуют достоверные источники, был по-настоящему твердым и суровым. Вот, что пишет о чертах характера Ермака А.Н.Радищев в своем очерке «Слово о Ермаке»: «Ермак, избранный единожды верхов­ным начальником своею собратею, умел над ними удержать свою власть во всех противных и неприязненных ему случаях: ибо если нужно всегда утвержденное и наследованное мнение, чтобы владычествовать над множеством, то нужно величие духа или же изящность почитаемого какого-либо качества, чтобы уметь повелевать своею собратею. Ермак имел первое и многие из тех свойств, которые нужны воинскому вождю, а паче вождю непорабощенных воинов».

Вообще вольные казаки в то время участвовали в самых значитель­ных военных событиях, что во многом способствовало и их победе над Сибирским ханством, имели свою военную организацию и признанных военных руководителей.

Если вернуться к эпиграфу, который я привела в самом начале, им я хотела подчеркнуть то, как относятся к личности Ермака поэты и писатели. Написано немало поэм и исторических романов о нраве и подвигах атамана-Ермака, которые не дают нам повода сомневаться в стойкости и непоколебимости  его характера . впрочем, данные черты свойственны и остальным казацким атаманам.


Экскурсия по главной площади Москвы 1999  Скачать здесь  

История Красной площади  

         Перед нами Красная площадь. Она возникла пять с лишним веков назад при великом князе московском, первом государе всея Руси – Иване III. Он заменил белокаменные стены Кремля Дмитрия Донского на кирпичные. Тогда же у восточной стены Кремля, не защищенной рекою, и появилась площадь. На площади шумела оживленная торговля, и площадь носила название «ТОРГ».

         В начале XVI века площадь назвалась ТРОИЩКОЙ – по церкви святой Троицы, выстроенной на том месте, где сейчас собор Василия Блаженного. В средние века здесь часто полыхали пожары, поэтому было у площади и другое название – «ПОЖАР». Самым сильным пожаром был пожар при Иване Грозном в 1547 году.

         Со 2-ой середины XVII века площадь стали назвать «КРАСНОЙ», что в древнерусском языке значило красивая. К этому времени площадь украшали: шатры на кремлевских башнях, и «маковки» Покровского собора.

         В ХVII веке в жизни площади было много бурных, кровавых событий.

         В начале XIX века площадь была сожжена Наполеоном. После этого были проведены большие восстановительные работы, отстроены торговые ряды, установлен посреди площади памятник героям событий 1612 года – Минину и Пожарскому. К концу XIX века торговые ряды были заменены на существующие в настоящее время.

         В начале нынешнего века, в 1905 году, пустили по площади трамвай, проходивший у торговых рядов, мимо памятника Минину и Пожарскому. Позднее, уже в советское время, когда площадь стала использоваться для парадов и демонстраций, трамвайные пути сняли, а памятник передвинули к собору Василия Блаженного.

         Как вы уже успели заметить, на площади много построек, причем почти все они разного времени. Самые древние здесь стены Кремля. Именно они придают площади торжественность. С них-то мы и начнем знакомство. 

Cтены и Башни  

Существующие ныне стены и башни Кремля построены при государе Всея Руси Иване III в 1485 – 1495 годах. Со всех сторон кремль был окружен водной преградой: с южной стороны – Москвой-рекой, с северо-западной – рекой Неглинкой, а с восточной в XVI веке был прорыт глубокий ров

Длина кремлевских стен по периметру – 2235 метров

Толщина стен – от 3,5 до 6,5 метров

Всего на стенах Кремля насчитывается 1045 зубцов

Кремль имеет 20 башен

Рядовые башни строились с таким расчетом, чтобы с них можно было вести обстрел не только впереди лежащей местности, но и вдоль стены. Угловые башни кремля были сделаны круглыми для того, чтобы с башен была видна вся местность, т.е. чтобы был обеспечен круговой обзор. Проездные башни строились более мощными и имели подъемные мосты. Всего проездных башен было 6, три из которых выходили на Красную площадь. Сейчас проездных башен осталось 4, две из которых, Спасская и Никольская, выходят на Красную площадь.  

Покровский собор

(Храм Василия Блаженного)  

Следующим по времени сооружением, украсившим площадь, является Покровский собор, или собор Покрова «что на рву», стоит на южной стороне Кремля.

         Чтобы ознаменовать взятие Казани и Астрахани достойным памятником для будущих столетий, Иван Грозный заложил великолепный храм о девяти куполах. Новый собор должен был стать храмом прославления победы Московской Руси над татарами, он должен был увековечить память о погибших «за други своя» под стенами Казани, и , наконец, собор знаменовал собой одновременно высшую награду «в царствии небесном», которую должны были получить по учению церкви, убитые, и воплощал представление о Москве как о «новом Иерусалиме».

         Замысел собора основан на глубокой религиозной символике. Восемь глав, расположенных по сторонам света вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное – царство «восьмого века», которое наступит после второго пришествия Христа. А сама звезда символизирует всю христианскую Церковь, как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму.

Лобное место        

Рядом с собором Василия Блаженного – круглая каменная площадка диаметром 13 метров. Этот исторический памятник расположен на крутой возвышенности – взлобье от туда и название–Лобное место. Оно воздвигнуто в 1534 году. Нынешний вид Лобное место приобрело в 1786 году, после перестройки архитектором М.Ф. Казаковым. Расхожее мнение, будто бы Лобное место было предназначено для казней, ошибочно. На Лобном месте не казнили, это была трибуна, откуда дьяки оглашали царские указы, держали речь цари и патриархи, велись праздничные богослужения.

         1 мая 1919 года на Лобном месте был открыт временный памятник Степану Разину, так как одно время полагали, что именно здесь он был казнен, но потом были найдены документы, из которых стало известно, что он был казнен в Замоскворечье на Болотной площади.  

Памятник Минину и Пожарскому  

Памятник руководителям народного ополчения 1612 года был сооружен на Красной площади в 1818 году по проекту скульптора И. Мартоса.

На одном из барельефов памятника изображено, как по призыву Минина нижегородские граждане ведут своих сыновей для всеобщего  вооружения, а на другом – бегство поляков из Кремля и преследование из русскими воинами. На постаменте памятника подпись: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому – Благодарная Россия. Лета 1818 года.

До 1936 года памятник стоял в центре Красной площади, и Минин символически указывал Пожарскому на занятый поляками московский Кремль, призывая к его освобождению.

Сенатская башня

Между двумя надвратными башнями, примерно посредине восточной стены, за Мавзолеем, видна небольшая Сенатская башня. Названа она так в конце XVII века, когда позади нее, внутри Кремля, по проекту М.Ф. Казакова было воздвигнуто прекрасное здание Сената, в котором сейчас размещается Правительство.  

Никольская башня

Никольская башня, как и Спасская, надвратная имеет выступающую стрельницу. Название она получила в честь стоявшего поблизости Никольского греческого монастыря.

Она воздвигнута одновременно со Спасской и тем же архитектором – Пьетро Антонио Солари, но шатром была увенчана после – в конце XVIII века, а в 1806 году ее перестроил Карло Росси. Башня дважды разрушалась и восстанавливалась. Первый раз верх ее был взорван французами перед уходом из Москвы в 1812 году. Второй раз она сильно пострадала от артиллерийского огня в дни Октябрьского вооруженного восстания. В 1816 году башню восстановил О.И. Бове, в 1918 году по личному распоряжению В.И. Ленина – архитектор Н.В.  Марковников.  

Угловая Арсенальная (Собакина) башня

Около входа в Александровский сад расположена Угловая Арсенальная башня, построенная в 1492 году Пьетро Антонио Солари.

Это самая мощная угловая башня Кремля, глубоко ушедшая в землю. Основание сильно расширено, это придает ей большую устойчивость. Стены достигают 4 метров в толщину. Они предназначались не только для обороны, но и для охраны колодца тайника в подземелье башни, который сохранился до наших дней. В древности из башни был выход к реке Неглинной. В последствии его заложили.

Свое название башня получила от примыкающего к ней здания Арсенала. До постройки Арсенала она называлась Собакиной, так как поблизости от нее находился двор бояр Собакиных.

Высота башни – 60,2 метра.  

Торговые ряды – ГУМ

Всю восточную часть Красной площади занимают Верхние Торговые Ряды, в настоящее время – Государственный Универсальный Магазин – ГУМ.

Когда-то всю Красную площадь занимали мелкие торговые постройки, которые часто страдали от пожаров. В 1585 году их заменили каменными, после этого их еще три раза перестраивали, пока в 1893 году не построили такие какие мы видим сейчас.

Начиная с 1953 года в Верхних Торговых Рядах открыт самый известный на сегодняшний день универмаг – ГУМ.  

Мавзолей

Памятник-усыпальница В.И. Ленину у Кремлевской стены.  Первый деревянный Мавзолей был возведен ко дню похорон Ленина в начале 1924 года, имел форму куба, увенчанного трехступенчатой пирамидой.

Во втором временном деревянном Мавзолее, установленном весной 1924 года, к ступенчатому объему были пристроены с двух боковых сторон трибуны. Лаконичные формы второго Мавзолея были использованы при проектировании третьего, ныне существующего варианта из железобетона, с кирпичными стенами и облицовкой гранитом, с отделкой мрамором, лабрадором и порфитом. Он был возведен в 1930 году. С тех пор гробница Ленина называется Мавзолей. Название происходит от усыпальницы карийского царя Мавзола, сооруженной в Галикарнассе в Малой Азии в четвертом веке до нашей эры.  

Исторический музей

         Северную часть площади занимает Исторический Музей. Он занял место обветшавшего здания, в котором при Петре I помещалась главная городская аптека, а с 1755 года по 1787 год там был открыт первый Московский Университет, созданный по инициативе Михаила Васильевича Ломоносова.

         Здание музея было построено по проекту архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А. Семенова. Оно стилизовано в духе древнерусской архитектуры, намеренно не облицовано, дабы голый красный кирпич гармонировал с Кремлевской стеной. Обе башенки как бы перекликаются с Никольской Башней. Именно поэтому этот проект музея, победил на конкурсе проектов этого здания. Существовало множество других проектов, не менее красивых, но совершенно негармонирующих с архитектурой Красной площади.  

Казанский собор  

Казанский собор - первый из восстановленных в постсоветское время в Москве храмов. Первоначально был построен деревянный собор во второй четверти XVII века в честь Казанской иконы Божьей матери в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память о погибших русских воинах. Именно по его приказу была доставлена недавно обретенная икона Божией Матери. В марте 1612 года в Ярославле ее встретило ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, и отправились с ней в освободительный поход  на Москву, занятую польскими войсками.

Вскоре собор сгорел, и был восстановлен уже из царского кирпича в 1635-1636 годах.

После Октябрьской революции Казанский собор постигла участь большинства московских храмов. Летом 1936 года его сломали.

В 1990 году был заложен камень в основание собора, а через три года его возвели вновь.

Казанская икона божьей матери – одна из самых чтимых в Москве. Обретена она в Казани 8 июля 1579 года: по легенде, девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте. Прошло 30 лет, и казанский священник Ермолай стал знаменитым патриархом Гермогеном. В страшное для России  Смутное время он возглавил борьбу за сохранение

В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М.И. Кутузов.  

Воскресенские ворота  

С момента возникновения Великого торгово-ремесленного посада Москвы (иначе он еще называется Китай-город) Кремлевская площадь является его составной частью. В шестнадцатом веке Великий посад, в том числе Кремлевская площадь, был обнесен стеной. Войти на площадь и выйти с нее можно было через южные и северные ворота Китай-города. Северные изначально назывались Неглинскими, так как вели на площадь со стороны реки Неглинки. Неглинские ворота были главными воротами Китай-города, и через них по традиции совершались торжественные выезды русских царей на Красную площадь. Поэтому было у ворот и другое название – Триумфальные. В 1680 году обветшавшие ворота были перестроены двуглавыми флагами. Над воротами пометили икону Воскресения Христова, и с тех пор они стали назваться Воскресенскими.  

Иверская часовня

Воскресенские ворота послужили приютом Иверской иконе Богоматери. Часовня Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот всегда была самой чтимой московской святыней. 

Существует легенда, что во время иконоборческих гонений в Византии эту икону пронзил копьем один из воинов иконоборцев, и из нее сразу же потекла кровь. Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы.  С тех пор икону стали почитать как чудотворную, и Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой ранкой на лике.

Заключение

Сегодня вы познакомились с Красной площадью и всем, что ее окружает. На этом наша экскурсия заканчивается. Нам бы очень хотелось, чтобы вы запомнили эту Красную площадь такой, какой видите ее сейчас. Она строилась 5,5 веков, и второй такой нет и не будет.